Методичний банк
  • Register

Цель: Обобщить и систематизировать знания о частях речи; закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма; воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

 

 

                                                    ХОД УРОКА:

 

1 Организационный момент

 Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года у нас во дворе?

-Весна.

Сегодня урок я хочу начать с этого стихотворения:

2 Минутка чистописания:                   

                         Сс      св 

                      Весна, весна! И всё ей радо.

                      Как в забытьи, каком стоишь

                      И слышишь свежий запах сада

                      И тёплый запах талых крыш.

 3.  Работа над словарными словами

Отгадывание загадок, отгадки записываем в тетрадях.

 Для больного человека

Нужен врач, нужна……(аптека)

Бывает продуктовый, хозяйственный…..(магазин)

Пассажир, не зевай,

Отправляется……(трамвай)

Приобретаем в кассе     (билет)

Качу, лечу во весь опор,

Легко работает мотор,

Нажимаю на педаль-

И машина мчится вдаль.    (шофер)

Зелены мы, как трава,

Наша песенка- ква-ква!     (лягушки)

 Страна, в которой мы живем    (Украина)

4.  Сообщение темы урока.

Отгадайте загадки.

Являюсь я важнейшей частью речи.

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам…(имя существительное)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет

Чертит, пишет иль поёт… (глагол)

Как вы догадались?

Кто теперь из вас может назвать тему нашего урока?

(Сегодня на уроке мы будем повторять части речи)

Теперь заполним таблицу ( приложение)

3.1. Когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова. Разделила их на группы и положила аккуратно в мешочек. Ой! Что же случилось с моими словами. Они все перепутались. Как же мне разделить их опять. Ребята, помогите мне разделить их на группы.

     Медведь,  бумажный, весёлый, убегать, цветы, нарисовать, петь, синий, школа, з, в, под, и, с.

-Как вы думаете,  на какие группы можно разделить эти слова?

-Разделить на части речи. Потому что мы сейчас изучаем тему ЧАСТИ РЕЧИ.

Хотите послушать сказку про то, как наши слова нашли своё место.

1) Отправились наши слова бродить по свету в поисках того, кто их расставит, как надо. Бродили- бродили они по лесам и болотам и в одно прекрасное утро вышли на поляну. Смотрят, перед ними большой город стоит. На воротах большими золотыми буквами написано «….». А как назывался город, догадайтесь сами. Вошли они в город, а там домов и дворцов видимо- невидимо. Ходят наши слова по городу, по сторонам смотрят, постучались они в один дом, а тут - откуда ни возьмись - стража! Схватили их и  спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?».

   (Выставляется таблица с вопросами)

Одни слова растерялись, другие ответили. Как вы думаете, какие слова могли ответить на вопросы КТО? ЧТО?

(Дети называют слова, а учитель переносит слова в первый столбик таблицы, в белую ячейку).

-А на какой вопрос они отвечали? (Кто? Что?)  Записываем в розовую ячейку.   Медведь, цветы, школа.

-Что они обозначают?  (Предмет)  Записываем в зелёную ячейку.

-Теперь скажите, пожалуйста, как звали жителей этого домика? (Имя существительное). Запишите в голубую ячейку.

2) Ну вот, некоторые слова нашли себе место жительства. А остальные пошли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот дом. Идут- идут по дороге, видят другой домик. А в нём другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые стирают. И стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» - строго спрашивают.

-Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяи даром  не нужны.

 -Ребята, давайте посмотрим на слова и скажем, какие слова могут что-то делать.

Дети называют слова, а учитель переносит слова: убегать, нарисовать, петь.

Записываем в белую ячейку второго столбика.

-На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Запишем в розовую ячейку. Что они обозначают. (Действие).

Запишем в зелёную ячейку эти вопросы. Как зовут жителей этого домика? (Глаголы)

Запишем в голубую ячейку.

3)И опять некоторые слова остались без дома. Опять их не пустили. Пошли они дальше. Смотрят домик красивый стоит. Заглянули в окошко - комната нарядная такая: шарами и цветами украшена. Синие, красные, зелёные шары висят. Музыка играет. И ходят там разные слова: одни весёлые, другие грустные, третьи умные, добрые. В общем, самые разные слова. И решили наши скитальцы к ним попроситься. Глядь - и тут стражники стоят. Не пускают. «Какой у вас документ?» «Какие товары везёте?» - спрашивают.

Запишем вопросы в розовую ячейку.

Давайте посмотрим, какие слова могут здесь остаться. (бумажный, весёлый, синий)

Запишем в белую ячейку.

Как зовут жителей этого домика, знаете?  (Имя прилагательное). Запишем в голубую ячейку.

Что они обозначают?  (признак). Запишем в зелёную ячейку.

7) Остались за воротами совсем маленькие слова. Вдруг они видят: совсем рядом маленький домик, окошки светятся. И стражников  никаких нет. Заглянули они в окошко - а там такие же, как они, маленькие сидят, что-то вяжут. Постучались наши слова в дверь домика, словечки открыли им дверь и обрадовались, когда увидели таких же слов, как они сами. «О, помощники пришли!» - говорят. – «Ура!»

-А вы кто? – спросили наши слова.

-А мы слуги этого города – предлоги, союзы, частицы. Мы служим всем остальным словам и, хотя мы не называем ни предметов, ни действий, ни признаков, без нас другим словам в предложении бывает нелегко.  Например: (работа с текстом).

Списать текст

Найти части речи.

Итог урока

 

Оценивание.